Главная » Статьи » Мои статьи |
Гражданское общество получит возможность влиять на очень деликатный вопрос: кого из арестантов можно отпустить досрочно на волю. Во многих регионах в качестве эксперимента начал действовать новый порядок: когда кандидатуры на условно-досрочное освобождение проходят, так сказать, предварительный просмотр у правозащитников из общественных наблюдательных комиссий. Благодаря такой процедуре во многих регионах выросло число граждан, выпущенных условно-досрочно из казенных домов. Окончательное решение принимает суд, но для него заключение представителей гражданского общества, безусловно, имеет вес. По закону, каждый арестант через определенный срок получает право на условно-досрочное освобождение. Но "право" не означает, что человека обязательно отпустят. Теоретически досрочная свобода - знак доверия к осужденному, мол, он исправился, осознал и больше не опасен для общества. Хотя в жизни бывает всякое: иногда вполне добросовестные (если можно так выразиться) арестанты вынуждены отбывать срок от звонка до звонка, а матерые уголовники выходят на свободу раньше, чем должны. Нередки случаи, когда "вольноотпущенники", вышедшие досрочно, совершали новые преступления. Значит, доверия они не оправдали, и, по-хорошему, не следовало бы их отпускать раньше срока. Но кто-то им поверил. За год суды отпустили досрочно на свободу более 120 тысяч арестантов. Но уже с начала нынешнего года в некоторых регионах число выпущенных на волю выросло на треть Почему так происходит? Некоторые эксперты, знакомые с практикой, утверждают, что условно-досрочное освобождение чрезвычайно коррупционно емкая процедура. Чиновники в погонах, будь то сотрудники тюремного ведомства или прокуроры, конечно, сами вопрос не решают, но их заключения для судей тоже имеют значение. Даже с учетом того, что арестант имеет право обратиться в суд напрямую, минуя граждан начальников. Как рассказывали "РГ" представители Федеральной службы исполнения наказаний, бывали случаи, когда суды принимали решение об условно-досрочном освобождении, несмотря на отрицательные отзывы из казенных домов. Но все же бытует мнение, что для досрочной свободы прежде надо "решить вопрос" с гражданином начальником. Чтобы досрочная свобода не становилась предметом торга и спекуляций, минюст предлагает реформировать институт условно-досрочного освобождения. Есть разные предложения, в том числе сделать процедуру более гласной и открытой. Пока в порядке эксперимента в некоторых регионах к вопросу подключились общественные комиссии. Например, как сообщила прокуратура Северной Осетии, в республике рассмотрение таких ходатайств осужденных находится под контролем общественности. Заседания административных комиссий казенных домов, на которых, кроме того, рассматриваются представления начальников колоний и следственных изоляторов о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, а также изменение вида исправительного учреждения, теперь проходят в присутствии членов Общественного совета УФСИН республики и Общественной наблюдательной комиссии Северной Осетии. Дальше слово за судом. По мнению прокуроров, эксперимент можно назвать удачным. Хотя, конечно, это пока предварительные результаты. Но уже есть тенденция: во многих регионах с начала года растет число условно-досрочно освобожденных. В прошлом году в целом по стране суды отпустили раньше срока более 120 тысяч человек. Это чуть меньше, чем за год до этого. А отказывать в доверии стали чаще: всего просило о ранней свободе более 205 тысяч с небольшим человек. В этом году в некоторых регионах число освобожденных выросло на треть, а процент отказов снизился. Источник: http://www.rg.ru/2011/05/04/arestanti.html | |
Просмотров: 689 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |